ФорумО сайтеФотоальбомЖителиГлавная
 

Валентина Семёновна




   

   Прошла неделя, как я передала свои записки по назначению, но меня не покидает чувство неоконченности записей тех событий, которые происходили с моими дорогими земляками, с жителями села Торгового. В их жизни, в жизни каждого из них происходила масса всяких событий и о каждом можно писать и писать целые повести и романы, и всего не опишешь. Но я решила обратить ваше внимание на другие события. Какой бы ни была тяжкой работа сельских жителей, да ещё в те времена о которых идёт речь, всей тяжести их жизни никакими словами не описать. Я всё-таки хочу обратить ваше внимание на противоположную сторону жизни, на отдых.
   Как отдыхали наши предки? И вообще они когда ни будь отдыхали? А если отдыхали, то как? А было ли у них время и желание на отдых? Станем разбираться.
   Прежде меня консультировали мои родители, отец Старунов Семён Трофимович, мама Старунова Анна Емельяновна, много чего мне рассказывал Жуков Василий Леонтьевич, но о том, как народ отдыхал в позапрошлом веке, в прошлом веке до революции, а также в довоенные годы, я ничего написать не могу так как, моих консультантов к великому сожалению уже нет в живых, а вот послевоенные годы, пока ещё есть те люди, которые их помнят. Теперь мой главный консультант, мой родной брат Старунов Григорий Семёнович 1942 года рождения. Он с самого детства помнит множество всевозможных событий, разных случаев, которые он слышал от других или видел это сам, но самое главное, что он умеет это рассказывать, очень интересно и красиво, с подробностями, с описанием разных мелких деталей, с большим удовольствием и желанием. Я предложила ему самому всё это записать, но он говорит, что такая работа не для него. Он занят другим, так же, как и любой из нашей семьи, никогда не бездельничает, у него всегда есть работа, каждый день и обязательно по распорядку дня и по плану.
   Так же не бездельничали и мои дорогие земляки, но на кратковременный отдых, на минутное удовольствие, всегда находили время, разве что во время войны было не до веселия. Столько горя, столько беды, столько трагедий и несчастий, что как-то было не очень весело. Но война кончилась, ура! Отплакали, отгоревали, отстрадали, теперь будим начинать жить! Хотя жизнь совсем не стала легче, но зато появилась радость. И весна! И радость! Вот оно счастье! Конечно же сквозь слёзы! Но радость! Желание жить! Желание всё восстанавливать и возрождать! И люди старались работать изо всех сил, чтобы сделать как можно больше, что бы больше выросло хлеба, овощей, фруктов, отстроить и отремонтировать дома, фермы, клубы и свою жизнь. Радость била через край! И она выплёскивалась наружу как фонтан, как фейерверк, как солнце, как желание жить и творить! И этим фонтаном радости и счастья хотелось поделиться со всеми и так было с каждым. А теперь представьте себе каким могло быть веселье в те короткие, поздние, голодные вечера и редкие выходные. Особенно молодёжь не могла себя сдерживать, одни были безмерно счастливы, потому что, семьи восстановились, а женихи вернулись к невестам, а подросшие за годы войны ребята, нашли своих подросших девочек, но их были единицы. Основная масса довоенных женщин, успевших ещё тогда выйти замуж и родить детей, остались без мужей и отцов, а те, которые не успели выйти замуж до войны, переросли и чувствовали себя невостребованными, нереализованными и не было никакой возможности изменить ситуацию, даже просто родить детей, они не могли, так как было не от кого. Даже тяжкий труд, от темна до темна, не мог заглушить радость от победы и горечь от утрат! И даже вечно пустой желудок, и отсутствие какой бы то ни было еды, не могло остановить молодёжь, они могли и два, и три раза в неделю устраивать танцы до рассвета, до утренней зорьки, и каждый вкладывал в вой танец свою думу, свою боль и слёзы, свою горечь от утрат и потерь, но и радость от победы была главной причиной, от которой кружилась голова, а ноги сами пускались в пляс! Ну и что, что не было музыки! Не важно! Зато было желание, была потребность, был зов души и сердца! И это невозможно остановить! Но эти пляски не могли быть отдыхом, потому, как требовали огромного эмоционального напряжения. Но мои дорогие земляки не знавали, что такое нервный срыв или депрессия, она может быть от безделия, а тяжёлый физический труд, легко лечил такую болезнь, но неистовые пляски тоже помогали организму, потому как все эмоции выплёскивались и на душе становилось чуть легче, чуть теплее, чуть светлее. Боль слегка отодвигалась в глубь души, расплёскивалось напряжение, приходило лёгкое успокоение и привыкание к мыслям о том, что изменить, вернуть ничего нельзя, а жизнь продолжается и нужно жить и восстанавливать! Но так проводить время, могли позволить себе молодёжь и люди одинокие, не имеющие семьи, детей. А у людей семейных и одиноких женщин с детьми был несколько другой распорядок жизни. Кроме работы от рассвета до заката, были ещё дома дети, которых нужно было чем-то накормить, во что-то одеть. В первые послевоенные годы с этим было сложно, был голод и нищета. И мамочкам приходилось исхитрятся, чтобы накормить и одеть детей, а для этого нужно было обязательно посадить огород, потом вырастить посаженное, а это опять-таки труд и время. Что бы одеть детей, тоже нужно было из чего-то старого перешить на пригодную для носки одежду. Каждая мамочка должна была уметь шить, а шилось всё руками, так как машинок швейных не было ни у кого, на это всё тоже нужно найти время.
   Кроме этого, ещё была какая-то живность, корова, овцы, птица, но в войну и сразу после, это была большая редкость, которая требовала ухода и внимания. А ещё больше внимания и ухода требовало жильё, землянки нужно было каждое лето обязательно мазать. Это значит месить глину ногами, добавляя воду и много соломы, потом этой глиной мазать крышу землянки слоем один - два сантиметра и так же стены. Эта была очень тяжёлая работа и занимала дня два - три, если были человека три помощников, а если одна женщина, то и за неделю не справится. А если жилья вообще не осталось, то стройка или серьёзный ремонт, забирали не только время, но и силы всей семьи.
   Но если наступал какой-нибудь праздник, это мог быть религиозный или советский, или же бросался просто клич в народ, что сегодня мероприятие, слух разносился по всему селу. У клуба собиралось такое количество людей, что никакой клуб не мог столько вместить, а люди всё шли и шли. Одевали свои лучшие одежды и приходили целыми семьями, вот тогда начинался настоящий праздник. Сначала проводились запланированные мероприятия, такие как, лазание на столбы, которые всегда стояли на месте проведения праздника, бег на перегонки, где могло принять участие половина села, а также прыгали в мешках. Все принимавшие участие получали призы и подарки, дешёвые папиросы или махорку, которая была ещё дешевле. Ничего другого не могли дать потому, как в магазинах не было абсолютно ничего. Но люди были рады таким подаркам. И только года через два - три появились папиросы получше, такие как "Беломор", "Казбек", "Наша Марка".
   Людей было так много, что стоящие поодаль не видели, что происходит в центре и начинали потихоньку разделяться на группы по интересам. То там, то здесь слышались разные песни и пели их в своё удовольствие. В другом месте собиралась группа молодёжи и направлялась на волейбольную площадку, за ней следовали болельщики. Любители бильярда шли в пристройку клуба. Другие направлялись в клуб, где не только артисты, но и все желающие могли исполнить любимые песни для своих односельчан со сцены под гармошку или без музыки, так как музыка была не всегда. Кто-то начинал играть в городки, а рядом молодёжь забивала мячи лаптой, играли в третьего лишнего, в ручеёк. Другие же просто стояли наблюдали за игрой, "болели" за соседей и друзей. Никто никуда не торопился, не уходили домой, а развлекались, отдыхали, поддерживали друг, друга, хлопали и подгоняли возгласами.
   В итоге, по воспоминаниям участников событий, весь народ принимал непосредственное участие в играх, в забавах, пел песни. Всё это продолжалось до самого вечера и только вечерние домашние неотложные дела по хозяйству заставляли людей потихоньку расходится по домам. Но не всех! Кто-то быстренько сбегал домой, управился и вернулся, а часть народа не куда не уходила, потому как завершающий и самый главный момент праздничного дня только начинался! Это были танцы! Танцевали все! И молодые, и не очень, и совсем немолодые, отдавались пляске с большим желанием и удовольствием. Но! Утром чуть свет, нужно идти на работу. И только молодёжь могла продолжать танцевать до самого рассвета, а весь остальной народ расходился пораньше, чтобы успеть чуть-чуть поспать.
   Но только этим народные гулянья и забавы не ограничивались. Торговенцы - мои дорогие земляки были не только трудолюбивые и жизнерадостные, но ещё и очень сильные и смелые и они доказывали это в других моментах своей жизни.
   Весна, лето и осень были очень насыщенным временем на всякие тяжёлые сельхозработы, но это время прошло, наступает зима, работы становится меньше, но дома по-прежнему никто не хочет сидеть. Ещё с позапрошлого века, в зимние виды развлечений входили кулачные бои. Так вот мои земляки торговенцы систематически, почти еженедельно принимали участие в этом мероприятии.
   Обычно, после домашних работ по хозяйству, почти все мужчины с одной улицы и даже дети, собирались в определённом месте, сюда же приходили мужчины с другой улицы и начинался бой. Бои проходили "улица на улицу". Существовали строгие правила, кулачные бои проводились только кулаками, ни в коем случае нельзя взять в руки что либо, как например камень, металлический предмет, или даже крупную монету. Можно было только одеть рукавицы, но если заметят, что у кого-то что-то есть, то даже своя команда, такого игрока может наказать. Начинали обычно игру детвора и подростки, становились друг против друга, примерно равные по силе участники и начинался бой. Наблюдающие строго следили, чтобы не было нарушений, если игрок упал, бить его нельзя и он не может отбиваться. Эта пара выбывает. У какой команды больше упадёт, та команда проиграла. После детей вступали взрослые. Главным участником, судьёй, руководителем и просто любителем был Кичкин Иван Андреевич (?), отец Кичкина Петра Ивановича. Кулачные бои проходили вплоть до конца пятидесятых годов, а потом сошли на нет и в конце концов канули в лету. В таком мероприятии могли принимать участие только смелые мужчины, а других в Торговом не было.
   Следующая забава, была не совсем из разряда забав, но мужчины с большим удовольствием принимали активное участие, несмотря на то что это очень опасное, но и страшное занятие. Это охота на волков. Ещё с позапрошлого века, в годину неурожайных лет, в степях нашего региона и в лесах других мест, пропадала дичь, и волки кочевали в поисках пропитания. И конечно же в наших местах, богатых на домашний скот, было их постоянное место нахождения. Как только начинали часто пропадать домашние животные, мужчины отправлялись на свою опасную "забаву".
   К этому мероприятию серьёзно готовились. Охотились без оружия. Для начала нужно было иметь лошадь, приученную к контакту с волком. И конь, и наездник должны быть виртуозами своего дела. Каждый охотник готовил для себя специальную кожаную плеть, очень крепкую, плотную и в тоже время эластичную, в конец которой вделывался специальный металлический наконечник. Охотники собирались в две, три группы, по восемь, десять наездников и в местах скопления волков, начинали их сгонять в плотное кольцо. Это было очень опасное занятие. Волки в безвыходной ситуации, могут запросто нападать на лошадь и седока. Бывали случай, что волк в ярости, перехватывал вену коню, но больше было случаев, когда охотник метким ударом плетью, попадал в голову волка, тот падал замертво. Также бывали множественные случаи перелома позвоночника, перелома ног волкам.
   Если с одного раза не удавалась удачная охота, то такие выезды устраивались ещё и ещё. Этот метод охоты на волков сохранялся вплоть до войны, потом охота на волков с охотничьим оружием перешла в другой разряд, но забавой для настоящих мужчин быть не перестала.
   Теперь несколько слов о забавах и развлечений детей, я напишу о том, что помню сама. Нашим самым главным развлечением зимой было катание по льду нашего Хомутца, просто так без коньков, но у многих они были, которые нужно было привязывать к валенкам. Катались также на санках, на ледышах, играли в снежки, жгли на острове костры, пекли картошку.
   Летом нашими развлечениями были игры: "третий лишний", "ручеёк", "лапта", "городки", "красные, синие". Места игр на поляне были разрисованы полосками и квадратами, и выбиты в пыль. Но самым главным нашим развлечением летом было систематическое и безвылазное купание в Хомутце, а когда он мельчал, бегали купаться в речку, метров за пятьсот.
   Всегда и летом, и зимой, весь народ любил вечером пойти в кино, которое в клубе показывали три, четыре раза в неделю. Побежим, посмотрим, ещё издали видим афишу на доске объявлений на клубе, ещё быстрее припустишь, чтобы скорее прочитать, как же называется фильм, а прочитав с радостью бежишь домой. По дороге всем рассказываешь, что сегодня в клубе новое кино и с нетерпением ждёшь вечера. Вечером в клуб идёт, принарядившись народ и стар, и млад, клуб заполнялся до отказа. Тем, кто не успел занять кресло, приходилось стоять где-нибудь в уголке, или у стенок. Но наша радость иногда омрачалась, если на афише было написано "Дети до 16 лет не допускаются", ну и бредёшь домой повесив нос.
   Вот так и жили мои дорогие земляки. Сегодня, где бы ни встретил "Торговенца" то его всегда узнаешь по жизнерадостности, трудолюбию, приветливости, доброжелательности, по особой смелости и надёжности.

20.03.2021г.

Бондаренко (Старунова) Валентина Семёновна.

   
©   2016 - 2024   сайт села Торгового.