|
|
|
|
Путь, по которому следовал полковник Шульц с казаками и драгунами пролегал по калмыцким степям вдоль возвышенности Ергеней (водораздел между Волгою и Доном), западный склон которых был обильнее водопоями и хорошими кормами, нежели
восточный. Проводники знали это обстоятельство и, не желая обижать своих родичей, кочевавших в хороших местах по западному склону, повели отряд Шульца по худшему, восточному".3
Необходимость устройства прочных и безопасных путей сообщения центра России с Моздокско - Азовской укреплённой линией, составляло одну из самых неотлагательных потребностей, для прохождения воинских команд, снабжения войск всеми не
обходимыми припасами и доставки почты. Так как существующая дорога, Кизлярский тракт от Астрахани до Моздокской крепости протяжённостью 560 вёрст, пролегал в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, эти факторы сильно ограничивали
пропускную способность дороги и ставили под угрозу срыва снабжение российских войск на Кавказе.
9 Мая 1785 года, императрица Екатерина II подписывает указ. - Именный, данный Правящему должность Генерал-Губернатора Саратовского и Кавказского Потёмкину. - О устройстве Кавказской Губернии и области Астраханской.
Десятый пункт указа гласит - "От Царицына до Кавказской линии по степи и от линии до Черкаска, построение почтовых дорог и старание о заселении тех дорог, начиная от станций и назначая оныя от 15 до 30 вёрст, Мы признаём весьма полезным и
нужным, предоставляя при том на местное ваше усмотрение, не удобно ли будит, для выгоды и безопасности селений обвести оныя земляными укреплениями от внезапного покушения народов тамошних, от своеволия ещё не отвыкших".4
Этот указ положил начало построению двух дорог, Томского тракта (от Царицына до Кавказской линии по степи) и Большого Черкасского тракта (от линии до Черкаска). В докладе Г. А. Потёмкина утверждённого 24 апреля 1777 года императрицей Екатериной II
было повеление проложить эти дороги. Однако, неизвестно по каким причинам оставалось не исполненным или было исполнено далеко не в полной мере.
Пути сообщения в калмыцкой степи - "Из просёлочных дорог замечательны две: через Калмыцкие степи на Кавказ и в Землю Войска Донского. Из них первая ведёт на Ставрополь и Георгиевск. Она сворачивает с Московского тракта ниже г. Царицына
у самой почти границы Астраханской губернии и идёт потом мимо селений: Малые и Большие Чепурники, по дачам казённого селения Цацы, через устья речек Большой и Малый Такгуты, через две реки Уласты, между р. Сарпой и озёрами Ближним и Дальним Пришибинским, где
разделяется на две ветви. Одною из них продолжает идти в прямом направлении к Георгиевску, через речки: три безымянных, Аршаль-Зельмень, Средний Зельмень, Ильмету, Боргусту, Тунгуть-Экень, АктБурасту и реку Маныч в брод (последняя в разливы задерживает следование
по этой дороге), далее степями по кочевьям Калмыков и Каранагайцев к селениям: Петровскому, через Донскую-Балку, станицы Петровскую, Марининскую и в г. Ставрополь. Вторая ветвь у Дальнего Пришибинского озера, уклоняется от первой, к главной ставке Калмыков
Дербетовского улуса, идёт через устья речек: Алматы, Зоты, через верховья: Цацы, Татута, Каросал, Урюх-Сал, Прямой-Сал, потом приближается к границе Донских Казаков, переходит в брод речку Эмсту-Сал и речку Маныч, продолжается по Ставропольской губернии к городам
Александрову и Георгиевску. На этот же путь Калмыки выезжают из городов Чёрного-Яра, Енотаевска и из соляной Мочагаевской заставы.
Ещё дорога в Землю Войска Донского проложена из казённого селения Райгородка, через такие же селения Цацу и Аксай, по Калмыцким степям и вброд через три речки. По всем этим, едва проторённым путям с давнего времени существуют одни и те же неудобства, как и на
пролегающих через Киргизскую степь. А именно: на реках и речках нет мостов (которые по неимению вблизи леса нельзя скоро и устроить), через грязи не настланы гати, и на большом пространстве, как например, от селения Цаци до Аксая, Петровского и Донской Балки, в
расстоянии от 300 до 400 вёрст нет никакого жилья (*)...
(*) По вновь пролагаемой дороге через Калмыцкую степь из г. Царицына, мимо селения Аксай на Георгиевск в Ставропольскую губернию, для сокращения почтового тракта и для удобства доставки сухопутного провианта, вина, спирта и
других вещей к войскам Кавказского корпуса, учреждают водворение на распределённых станицах Калмыков и Русских крестьян. Дорога эта называется линейною, имеет протяжение около 500 вёрст и начинается от с. Цацы по Калмыцкой степи учреждены станицы в следующих
пунктах: 1) у речки Олмяты в 23 верст., 2) у р. Амты - 20 вёрст, 3) Худук-Арша - 25 вёр., 4) Кутрюк - 25 вёр., 5) Акшибай - 20 вер., 6) Амта - 30 вёрст, 7) Загеста (Джурук) - 17 вёрст, 8) Балка Джурук - 60 вёрст, 9) Темирта - 6 вёрст, 10) Кресты - 20 вёрст, 11)
Анашкуль - 25 вёрст, 12) Гардачи - 30 вёрст, 13) Барик-Тулла 20 вёрст, 14) Калаусский Пришиб 10 вёрст и 15) Петровская слобода".5 (Царицынско - Ставропольский тракт)
"О внутренности калмыцкой степи не было приобретено обстоятельных данных, не смотря на то, что по этой степи, во время персидской войны, прошло наше войско от Царицына к Моздоку. Переход этот был возможен потому, что совершался не
поперёк, а вдоль степи, у подножия Ергеней, где имеются и родники, и озёра, хотя, впрочем, должно сказать, что за урочищем Хаалгайн-Гашуном войску неминуемо было следовать более 80 вёрст по совершенно безводной полосе. Путь, по которому прошло войско, и теперь
носит название томского тракта, так как тут следовал томский полк. Подробный маршрут этого следования я надеялся найти на манускриптной карте, хранящейся в академии наук и имеющей заглавие "Тракт где маршировали полки", но на карте этой показана
лишь площадь между Аграханом и Курой. Вообще же на манускриптных картах прошлого столетия, в значительном числе хранящихся в академии, Маныч, Сарна и Буйвала (Бувара) показаны большей частью вместе берущими начало среди степи из соляных грязей Кизил-Хак. Подобного
же свойства карта представлена и при описании развалин Маджар в магазине Бюшинга. Медленность приобретения сведений зависела оттого, что путешественники, каковые Лерхе (1732 и 1746), Паллас (1773), Потоцкий (1797 г.) и др., имели случай касаться лишь Волги, ея
побережья и предгорий Кавказа, но во внутренность калмыцкой степи они не углублялись. Только Самуил Гмелин в 1772 г. и студент Соколов, по поручению Палласа, в 1773 году, проехали от Сарепты вдоль калмыцкой степи до Маныча и Кумы, и сообщённые им сведенья должно
почесть первым обстоятельными известьями об этой стране, особенно же сведения студента Соколова. Соколов отправился прямо на юг от Сарепты и из путешествия его видно, что по левую сторону его вплоть до Маныча расстилалась низменная голая степь, сухая и местами
совсем солонцеватая, а по правую сторону сопровождала его возвышенность, которую он называет сарпинскою и с которой в низменную степь спускались лощины и балки, местами проводившая воду и кое-где уставленная рощами. Первый список этих речек, хотя и далеко неполный,
мы находим у Соколова, и возвышенность эта покрытая растительностью, лучшею против той, которая находится в степи, есть та самая возвышенность, которая в книге большому чертежу названа горою Улкой. Соколов постоянно держался ея подножия и близ многих копаней
(Олон-Худуки) достиг Маныча, именно восточного Маныча. Так как воды в Маныче почти не было и как Соколов знал, что Маныч впадает в Дон, то он и говорит, что Маныч вытекает восточнее Чалон-Хамура, и течёт на запад".6
|
|
|
|