ФорумО сайтеФотоальбомЖителиГлавная
 
 
 
 

Царицынско - Ставропольский и Томский тракты на карте Калмыцкой степи.

 
 
 

Примечания

   1. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кумо-
-Маныческой экспедиции. Издания 1868 года. С.-ПЕТЕРБУРГ.
   2. Национальная электронная библиотека. Полное собрание законов Российской империи. Том 20, стр. 518 - 521.
   3. Толстов В. Г. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска, 1696-1896: в 2 ч. - Тифлис, 1900-1901. Часть 1. Стр. 60 - 62.
   4. Национальная электронная библиотека. Полное собрание законов Российской империи. Том 22, стр. 388 - 392.
   5. Военно-статистическое обозрение РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ том V, часть 5 АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ изд. 1852 год. Стр. 69 - 70.
   6. Из геологического описания Калмыцкой степи и прилегающих к ней земель. Члена Кумо-Маныческой экспедиции, инженер-подполковника БАРБОТ-ДЕ-МАРНИ.

   

     Кроме Царицынско-Ставропольского тракта между Царицыном и городами Кавказа пролегал по калмыцкой степи тракт Томский - "названный по имени полка, следовавшего этим путём в царствование Петра Великого, во время бывшей тогда войны с Персией. Тракт этот, начинаясь от Царицына, проходит на протяжении 57 вёрст, через те же места, как и Царицынско-Ставропольский до селения Цацы. Отсюда направляется по калмыцкой степи между Сарпинскими озёрами и подножием восточной окраины Эргеней; пересекая близь озера Яшкуль крымский тракт, он идёт потом на урочище Санзырь, где соединяется с ветвью крымского тракта, астраханско-ставропольскую, пролегающею через Манычскую долину на р. Куму и далее до Георгиевска и других городов Кавказа.
   Томский тракт имел некогда значение как кратчайший путь между Георгиевском и волжскими пристанями, особенно в то время, когда Георгиевск, обращённый в областной город, сосредотачивал торговлю бывшей тогда кавказской области; но с переводом в 1825 г. главного управления кавказской области в Ставрополь и с заселением Царицынско-Ставропольской дороги, тракт этот, проходящий по пустынной местности, потерял своё значение.
   По распоряжению Главноуправляющего Кавказской Областью Алексея Петровича Ермолова, произведена была в 1823 и 1824 годах съёмка этого тракта землемером генерального межевания Ивановым. Из архивных дел калмыцкого управления видно, что по Томскому тракту до учреждения поселений на Эргенях и открытия сообщения по Царицынско-Ставропольскому тракту были выставляемы для безопасности проезда, ежегодно, с 1830 по 1845 год, пикетные команды, состоящие из калмыков разных улусов при казачьих урядниках и казаках".1

     Российское правительство впервые обратило пристальное внимание на Калмыцкую степь, во второй половине XVIII века, после окончания русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов и подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора 21 июля 1774 года.

     24 апреля 1777 года императрицей Екатериной II был утверждён доклад Генерал-Губернатора Астраханского, Новороссийского, Азовского - князя Г. А. Потёмкина: "Об учреждении линии от Моздока до Азова".2
  Согласно утверждённому докладу на Моздокско - Азовской линии требовалось построить 10 крепостей: 1. Крепость св. Екатерины в устье реки Малки; 2. Крепость св. Павла на реке Куре; 3. Крепость св. Марии на реке Золке; 4. Крепость св. Георгия; 5. Крепость св. Александра на Томузловке; 6. Крепость Северная; 7. Сергеевская на Калаусе; 8. Крепость Ставрополь на Ташле; 9. Крепость Московская; 10. Крепость Донская на Егорлыке.
   Также в утверждённом докладе предписано: "1. Назначенным к переселению на ту линию Волгскому войску, о котором уже и удостоился я в прошлом 1776 году получить Высочайший указ, также Хоперскому казацкому полку, имеющему селения в 27 верстах от Донских станиц, и следовательно в ненужном месте расположенному, указать перейти туда наступающей весною, а для содержания форпостов, нарядить из Донского войска пристойное прикрытие и для всех оных приготовить провиант в нужных для того местах".
   В последним абзаце доклада речь идёт о дорогах, которые следует проложить: "Дорога коммуникационная из Моздока может быть прямо на Мажары и Цымлянскую станицу, а оттуда через Казанскую станицу и Воронеж до Москвы, и сею дорогою от Моздока до Москвы не будет более, как 1400 вёрст, следовательно убудет против нынешнего расстояния более 500 вёрст, а Терек от Дону не более 400 вёрст; другая же дорога может быть по крепостям до Черкаска и Азова".

   Исполняя предписание в утверждённом докладе - "Хоперский полк получил приказание собраться в крепости Новохоперского в первых числах июля и затем выступить в гор. Царицын на соединение с волжскими казаками и драгунами, назначенными для следования на линию. Одновременно с этим, командиру Владимирского драгунского полка полковнику барону Шульцу, стоявшему со своим полком в Саратовской губернии в селении Золотом, приказано было, по соединении с хоперскими и волжскими казаками в Царицыне, следовать вместе с ними на сборный пункт в Маджары. Шульц с полком выступил из с. Золотого 12-го июля и прибыл в Царицын 31-числа. 6-го августа барон Шульц, выждав прибытие волжских казаков с посада Дубовки, а хоперских с Дона, двинулся из Царицына на юг к р. Куме. Дороги никто не знал, а между тем предстояло пройти калмыцкою степью более 500 вёрст. Поэтому царицынский комендант, полковник Циплетев, дал в проводники четырёх калмыков из Дербетова владения, хорошо знавших путь до Маджар с водопоями и кормами. Следует заметить, что от Волги до р. Калауса обитали калмыки, всё же прочие пространство до Кубани и Азовского моря было в руках кабардинцев или ногайцев.
     Отряд полковника Шульца в Августе месяце 1777 года двигался по следующему маршруту:
Числа месяца Дневной переход Число вёрст
6   От Царицына до Сарпинской колонии (Сарепта).   25
7 До р. Зость (Червленой тож). 20
8 и 9 Дневки в ожидании провианта.
10 Река Шангута. 20
11 До р. Малой Елисты. 25
12 Дневка.
13 До р. Ельматы. 20
14 До р. Нарин-Зельмен. 65
15 Дневка.
16 До р. Еласту. 20
17 До р. Бургусту. 12
18 Дневка.
19 До балки Сукоте. 25
20 До р. Гурбун-Хара-Сала. 35
21 и 22 Дневки, по случаю обилия пресной воды и хорошего корма. Войска отдыхали и занимались починкою обоза. По недостатку впереди корма и воды, далее следовали до р. Кумы - драгуны по эскадронно, а казаки - отдельными командами.
23 До р. 3-й Гурбун-Хар-Сала. 14
24 До р. Яш-Кулак-Тюнги. 35
25 Дневка.
26 До Красной копани. 70
27 Дневка.
28 До р. Маныча. 50
29 Дневка.
30 До р. Кумы, т. е. до уроч. Маджары. 80

25 дней 516
   Путь, по которому следовал полковник Шульц с казаками и драгунами пролегал по калмыцким степям вдоль возвышенности Ергеней (водораздел между Волгою и Доном), западный склон которых был обильнее водопоями и хорошими кормами, нежели восточный. Проводники знали это обстоятельство и, не желая обижать своих родичей, кочевавших в хороших местах по западному склону, повели отряд Шульца по худшему, восточному".3

     Необходимость устройства прочных и безопасных путей сообщения центра России с Моздокско - Азовской укреплённой линией, составляло одну из самых неотлагательных потребностей, для прохождения воинских команд, снабжения войск всеми не обходимыми припасами и доставки почты. Так как существующая дорога, Кизлярский тракт от Астрахани до Моздокской крепости протяжённостью 560 вёрст, пролегал в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, эти факторы сильно ограничивали пропускную способность дороги и ставили под угрозу срыва снабжение российских войск на Кавказе.

     9 Мая 1785 года, императрица Екатерина II подписывает указ. - Именный, данный Правящему должность Генерал-Губернатора Саратовского и Кавказского Потёмкину. - О устройстве Кавказской Губернии и области Астраханской.
   Десятый пункт указа гласит - "От Царицына до Кавказской линии по степи и от линии до Черкаска, построение почтовых дорог и старание о заселении тех дорог, начиная от станций и назначая оныя от 15 до 30 вёрст, Мы признаём весьма полезным и нужным, предоставляя при том на местное ваше усмотрение, не удобно ли будит, для выгоды и безопасности селений обвести оныя земляными укреплениями от внезапного покушения народов тамошних, от своеволия ещё не отвыкших".4
   Этот указ положил начало построению двух дорог, Томского тракта (от Царицына до Кавказской линии по степи) и Большого Черкасского тракта (от линии до Черкаска). В докладе Г. А. Потёмкина утверждённого 24 апреля 1777 года императрицей Екатериной II было повеление проложить эти дороги. Однако, неизвестно по каким причинам оставалось не исполненным или было исполнено далеко не в полной мере.

     Пути сообщения в калмыцкой степи - "Из просёлочных дорог замечательны две: через Калмыцкие степи на Кавказ и в Землю Войска Донского. Из них первая ведёт на Ставрополь и Георгиевск. Она сворачивает с Московского тракта ниже г. Царицына у самой почти границы Астраханской губернии и идёт потом мимо селений: Малые и Большие Чепурники, по дачам казённого селения Цацы, через устья речек Большой и Малый Такгуты, через две реки Уласты, между р. Сарпой и озёрами Ближним и Дальним Пришибинским, где разделяется на две ветви. Одною из них продолжает идти в прямом направлении к Георгиевску, через речки: три безымянных, Аршаль-Зельмень, Средний Зельмень, Ильмету, Боргусту, Тунгуть-Экень, АктБурасту и реку Маныч в брод (последняя в разливы задерживает следование по этой дороге), далее степями по кочевьям Калмыков и Каранагайцев к селениям: Петровскому, через Донскую-Балку, станицы Петровскую, Марининскую и в г. Ставрополь. Вторая ветвь у Дальнего Пришибинского озера, уклоняется от первой, к главной ставке Калмыков Дербетовского улуса, идёт через устья речек: Алматы, Зоты, через верховья: Цацы, Татута, Каросал, Урюх-Сал, Прямой-Сал, потом приближается к границе Донских Казаков, переходит в брод речку Эмсту-Сал и речку Маныч, продолжается по Ставропольской губернии к городам Александрову и Георгиевску. На этот же путь Калмыки выезжают из городов Чёрного-Яра, Енотаевска и из соляной Мочагаевской заставы. Ещё дорога в Землю Войска Донского проложена из казённого селения Райгородка, через такие же селения Цацу и Аксай, по Калмыцким степям и вброд через три речки. По всем этим, едва проторённым путям с давнего времени существуют одни и те же неудобства, как и на пролегающих через Киргизскую степь. А именно: на реках и речках нет мостов (которые по неимению вблизи леса нельзя скоро и устроить), через грязи не настланы гати, и на большом пространстве, как например, от селения Цаци до Аксая, Петровского и Донской Балки, в расстоянии от 300 до 400 вёрст нет никакого жилья (*)...
   (*) По вновь пролагаемой дороге через Калмыцкую степь из г. Царицына, мимо селения Аксай на Георгиевск в Ставропольскую губернию, для сокращения почтового тракта и для удобства доставки сухопутного провианта, вина, спирта и других вещей к войскам Кавказского корпуса, учреждают водворение на распределённых станицах Калмыков и Русских крестьян. Дорога эта называется линейною, имеет протяжение около 500 вёрст и начинается от с. Цацы по Калмыцкой степи учреждены станицы в следующих пунктах: 1) у речки Олмяты в 23 верст., 2) у р. Амты - 20 вёрст, 3) Худук-Арша - 25 вёр., 4) Кутрюк - 25 вёр., 5) Акшибай - 20 вер., 6) Амта - 30 вёрст, 7) Загеста (Джурук) - 17 вёрст, 8) Балка Джурук - 60 вёрст, 9) Темирта - 6 вёрст, 10) Кресты - 20 вёрст, 11) Анашкуль - 25 вёрст, 12) Гардачи - 30 вёрст, 13) Барик-Тулла 20 вёрст, 14) Калаусский Пришиб 10 вёрст и 15) Петровская слобода".5 (Царицынско - Ставропольский тракт)

     "О внутренности калмыцкой степи не было приобретено обстоятельных данных, не смотря на то, что по этой степи, во время персидской войны, прошло наше войско от Царицына к Моздоку. Переход этот был возможен потому, что совершался не поперёк, а вдоль степи, у подножия Ергеней, где имеются и родники, и озёра, хотя, впрочем, должно сказать, что за урочищем Хаалгайн-Гашуном войску неминуемо было следовать более 80 вёрст по совершенно безводной полосе. Путь, по которому прошло войско, и теперь носит название томского тракта, так как тут следовал томский полк. Подробный маршрут этого следования я надеялся найти на манускриптной карте, хранящейся в академии наук и имеющей заглавие "Тракт где маршировали полки", но на карте этой показана лишь площадь между Аграханом и Курой. Вообще же на манускриптных картах прошлого столетия, в значительном числе хранящихся в академии, Маныч, Сарна и Буйвала (Бувара) показаны большей частью вместе берущими начало среди степи из соляных грязей Кизил-Хак. Подобного же свойства карта представлена и при описании развалин Маджар в магазине Бюшинга. Медленность приобретения сведений зависела оттого, что путешественники, каковые Лерхе (1732 и 1746), Паллас (1773), Потоцкий (1797 г.) и др., имели случай касаться лишь Волги, ея побережья и предгорий Кавказа, но во внутренность калмыцкой степи они не углублялись. Только Самуил Гмелин в 1772 г. и студент Соколов, по поручению Палласа, в 1773 году, проехали от Сарепты вдоль калмыцкой степи до Маныча и Кумы, и сообщённые им сведенья должно почесть первым обстоятельными известьями об этой стране, особенно же сведения студента Соколова. Соколов отправился прямо на юг от Сарепты и из путешествия его видно, что по левую сторону его вплоть до Маныча расстилалась низменная голая степь, сухая и местами совсем солонцеватая, а по правую сторону сопровождала его возвышенность, которую он называет сарпинскою и с которой в низменную степь спускались лощины и балки, местами проводившая воду и кое-где уставленная рощами. Первый список этих речек, хотя и далеко неполный, мы находим у Соколова, и возвышенность эта покрытая растительностью, лучшею против той, которая находится в степи, есть та самая возвышенность, которая в книге большому чертежу названа горою Улкой. Соколов постоянно держался ея подножия и близ многих копаней (Олон-Худуки) достиг Маныча, именно восточного Маныча. Так как воды в Маныче почти не было и как Соколов знал, что Маныч впадает в Дон, то он и говорит, что Маныч вытекает восточнее Чалон-Хамура, и течёт на запад".6

 

   
©   2016 - 2024   сайт села Торгового.