ФорумО сайтеФотоальбомЖителиГлавная
 


 
 
   

   Советская власть в селе предположительно была установлена в феврале, марте 1918 года. Председатели Совета избирались на общих собраниях через каждые три месяца. В это же время в Торговом был организован отряд самообороны. По всей видимости его ядром стали вернувшиеся с фронта Первой мировой войны с оружием солдаты. Торговенский отряд принял активное участие в разгроме белого отряда полковника К.В. Сахарова. Позже отряд влился в 1-й Черноярский полк. В конце весны 1919 года части 1-го Черноярского полка отступили к Царицыну и после захвата города 17 июня 1919 г. Кавказской армией генерала барона Врангеля, отступили в г. Саратов. Красная армия вернула контроль над г. Царицыном в начале января 1920 года.
   После чего, через некоторое время в 1920 году советская власть окончательно установилась в с. Торговом.

Информационный отчёт с 1-го декабря 1926 г. по 1-е мая 1927 г. Заветинского райкома ВКП(б)

   I. Политическое состояние района.

   Настроение и требование крестьянства за истекший период выражались в следующем:
  а) Настроение в общем нужно сказать в связи с проводимыми мероприятиями партии и Советской властью удовлетворительное, в особенности среди бедноты и средников, со стороны же зажиточно-кулацкой части имелись нарекания и выражалось недовольство, в особенности в моменты перевыборной компании сельских Советов и проведения подготовительной компании к землеустройству. Причины недовольства данной части населения заключались в том, что во время перевыборов большая часть этого слоя была лишена права голоса, в силу чего, невозможность участия в перевыборах, особенно озлобляла и настраивала их против Сов. власти и партии, но не смотря на это, организованных выступлений и срыва перевыборной компании не было, всё сводилось к отдельным выкрикам, например: "Это не власть а грабиловка, во время налог не заплатишь и за пять минут просрочки дерут пеню, а раньше мы этой пени не знали. Дерут налоги, а голоса лишают, какая же это к чёрту власть. Теперь жизнь хуже в 10 раз чем при царе. Партия это есть новые чиновники, что хотят то и делают, если нужен куда работник, так они сажают своего, а не партийных выгоняют. Вот скоро наши придут, мы тогда покажем, кого нужно лишать голоса". И стремлению добиться восстановления в правах, что подтверждают факты почти поголовной подачи заявлений о восстановлении в правах. В момент проведения землеустроительной компании, кулацкая часть села стала более активной, чувствуя, что землеустройство положит конец анархии в пользовании земельными угодьями, кулаки более открыто и организованно стали выступать против проводимой компании заявляя, что "землеустройство нам не нужно и мы категорически от него отказываемся, а если власть землеустройство проводит в обязательном порядке, то пусть и проводит, а мы всё равно платить не будем". (Это заявили в Заветном и Киселёвке). Для того, чтобы более успешно тормозить землеустроительные работы кулаки стараются привлечь на свою сторону средников и бедноту, которым они говорят: "На наших землях нам землеустраиватся не чего, потому что кругом одни солончаки, нам нужно говорить не о землеустройстве, а возбуждать ходатайство о переходе в Калмобласть, где земли гораздо лучше, чем у нас, там мы и без землеустройства будем лучше жить, нас здесь коммунисты стараются только опутать и как можно больше ободрать. Вот они сей час говорят, что маломощных будут земле устраивать за счёт кредитов, а бедноту бесплатно, это всё брехня, если они и дадут кредиты, так после и сам рад не будешь, будет опять так как с сем ссудой, потянут последних коровёнок, а бедноту если и земле устроят бесплатно, так она после наплачется потому, что всё равно с её то что дадут сдерут обратно, если не деньгами, так будут гонять на работу, они хотят строить железную дорогу с Астрахани на Ставрополь и Волго-Донской канал, вот туда и будут гонять бесплатно, им только поверь, мы должны как один отказываться от землеустройства, а не подаваться на их удочки". Такая агитация всё время ведётся подпольным путём, открыто кулаки выступают в большинстве с заявлениями такого содержания: "Мы землеустраиватся не прочь, но у нас земля очень плохая, а ставки на землеустройство слишком высоки. Как же нам землеустраиватся, когда у нас все лучшие земли отошли в Калмобласть и в ГЗИ". (Особенно эти разговоры ведутся в сёлах Заветном, Киселёвка и Обильном, в первых двух возбуждено ходатайство о расторжении договоров заключённых в 1926 г. с переселенческим управлением и о переходе в Калмобласть для чего избраны ходоки для поездки ВЦИК, К.А. Области и в центр.
  б) Требования бедноты сводится к тому, что бы власть больше обратила внимание на улучшение её экономического положения, путём увеличения отпуска кредитов, например: "Мы хорошо знаем, что Советская власть наша бедняцкая, да плохо то, что мы до сих пор ходим кланяться кулаку, если бы нам дали хоть не много приподняться на ноги, так мы не только бы кланялись кулакам, а и близко то к ним не подходили. Вот говорите, что Советская власть нам помогает, а кредитов дали на всё село, только одному. Какая это помощь, помогать так нужно всем помогать". По землеустройству беднота требует быстрее его провести и внести в его определённую чёткость, например: "Вы очень много говорите о землеустройстве, а дела не видно, до сих пор не известно сколько десятин земли придётся на душу. Всё время говорили, что будут создаваться группы уплотнённой агрономии, а оказалось ничего подобного, говорите, что будите бедноту земле устраивать бесплатно, а до сих пор не известно, кто будет земле устроен бесплатно. Кулаки над нами смеются и стараются нас запугать, если делать так нужно делать, а не разговорами заниматься. Мы хорошо понимаем, что земле устройство кроме пользы нам ничего не даст, теперь только нужно дело продвигать вперёд, а то вот съёмщики (топографы) своё дело сделали, а ещё никто не работает".
  Требования средников в перевыборную компанию сводилось к устранению некоторых недостатков допущенных Сельизбиркомами: лишение права голоса средников, прибегающих к наёмному труду не с целью эксплуатации, а в силу необходимости; в остальном проводимая политика устранения кулачества от перевыборов вызывала с их стороны одобрение. Блокирования средника с кулаком во время перевыборов совершенно не наблюдалось, он выступал или самостоятельно, или вместе с беднотой. В вопросе землеустройства средняк выдвигает требование понижения расценки за землеустройство мотивируя тем, что земли по своему качеству слишком плохи, благодаря чему оплата причитающейся земли будет не под силу, а отпускаемые кредиты не могут облегчить положение ввиду их краткосрочности, кроме того, требуют включения в трудовое пользование полностью оброчных статей, земли местного значения и части земли Г.З.И.
  Требования кулаков в перевыборную компанию сводились к тому, чтобы была ослаблена проводимая по отношению их политика и все их действия были направлены, как указывалось выше к попыткам добиться восстановления в правах. В землеустроительную компанию их требования сводятся исключительно к срыву ея, за последнее время доходит даже до такой наглости, что земельным работникам отказываются предоставлять подводы и не хотят продавать никаких продуктов.
  в) Влияния кулачества на работу Сельских Советов благодаря неорганизованности они не имеют.
  2 - Межнациональные отношения в районе выявить не представляется возможным в силу того, что нацменов почти совершенно не имеется, за исключением незначительной части калмыков, которые разбросаны по 5 - 10 семейств на населённый пункт, живут они в большинстве у кулаков, эксплуатируются во всю, отношения к граничащим населённым пунктам Калмобласти хорошее, друг друга называют "сватами", но и не прочь друг друга обмануть, такой обычай здесь существует с давних пор.
  3 - Интеллигенции нацменьшинств в районе не имеется, что же касается интеллигенции вообще то таковая ни в чём себя не проявляет. Требования ея сводится к тому, чтобы были устранены те недостатки, которые имеются в материальном её обеспечении. (Не своевременная выплата зарплаты). Идеологических группировок не имеется. Активная часть интеллигенции втянута в общественно - политическую работу села, большая часть из участвующей в общественной работе интеллигенции является новой, старая же держится в большинстве в стороне. Рост новой интеллигенции слишком не значителен, потому что средних учебных заведений по близости не имеется и смельчаков ехать учится очень мало. Рост новой интеллигенции идёт главным образом за счёт приезжей публики.
  4 - В отношении религии население разделяется на две равные части, не верующих и верующих, к первой и большей группе можно отнести почти всю молодёжь обоего пола и мужчин от 25 до 40 лет не посещающих церковь, но настоящих атеистов среди их очень мало. Антирелигиозность их в большинстве основана на моде и частичном отрицании религии, но не на сознательном убеждении. Дальше не почитания религии и попов, они не идут, не проявляя в этом никакой активности, многие поэтому иногда не прочь заглянуть в церковь, например: на свадьбу, крестины и т.п. (Большая часть из них крестит своих детей, но это не потому происходит, что они верят, а потому, что "не хорошо от людей" или по настоянию родных. Так же обстоит дело и с венчанием. Вторая и меньшая часть населения, т. е. верующие, публика более пожилая или совсем старики и часть молодёжи преимущественно зажиточные и часть середняков, беднота церковь посещает только в большие праздники. Религиозность их имеет характер внешне-традиционный, малосознательная, а у молодёжи весьма непрочная, почти без сознательная, не идущая дальше посещения церкви и соблюдения обрядов, да и это часто бывает по принуждению. В остальном жизнь этой группы нечем ни отличается от первой, т. е. антирелигиозников. Церковные общины разделяются в районе на старообрядцев и Никонианцев, ново церковников не имеется. В общем религиозная жизнь в районе по сравнению с дореволюционным временем как-то растерялась, унизилась, как духовно, так и материально, попы мало в чём себя проявляют, правда есть отдельные случаи в особенности в связи с созданием международной обстановкой, когда они стараются нажить себе капиталец, например: в хут. Крыловом (Казачий. Во время проповеди поп говорил: "Православные христиане, скоро придёт час, когда все эти богохульники сидящие у власти снова уверуют в бога и будут со слезами просить святую церковь, но разгневанный бог скажет им идите вы от меня проклятые в огонь вечный уготовленный вам диаволом и так православные христиане не забывайте свою святую церковь и до внушайте всем своим блудникам, которые отстали от храма сего, пусть они идут в храм сей, пока не поздно". Остальные же относятся ко всему пассивно, это объясняется тем, что публика эта здесь слишком разношёрстна, например: Обиленский поп бывший кузнец (цыган). Киселёвский бывший секретарь волкома ВКП(б), не давно вышел из домзака, осуждён был на один год за сопротивление власти. Торговенский бывший член партии ВКП(б). Заветинский интересуется больше своим хозяйством. Федосеевский тоже, служат они пока есть доход. Своим отношением и поведением они отталкивают от себя прихожан.
  Антирелигиозная пропаганда велась не систематически, за последнее время организуются союзы безбожников, но сейчас сказать какова будит их работа ещё трудно потому, что эта работа не имеет опыта, а на селе под частую и соответствующих сил нет. Особых мер борьбы с религиозным движением, поскольку оно не имело особого подъёма не принималось.
  5 - Антисоветских партийных группировок в районе не имеется.
  6 - Сословные взаимоотношения среди крестьянства и казачества иногда имеют обострённую форму, в особенности на почве землепользования. В казачьих хуторах казаки пользуются бывшими своими паями, а крестьянство арендует земли местного значения и Г.З.И. благодаря чему бывают споры, которые выливаются в скандалы например: в хут. Куприяновском крестьяне, не желая арендовать землю под выпас скота, весной два раза гоняли свой скот на казачьи земли, и вместе с тем возбудили ходатайство перед сельским советом о дачи им земли. На общем собрании при разборке этого вопроса казаки, имеющие преобладающее большинство по настоянию кулацкой части в просьбе им, отказали, мотивируя тем, что земли и так не достаёт. Сословная рознь разжигается кулацко-зажиточной частью, как с той, так и с другой стороны. Среди средников они существуют значительно меньше, а среди бедноты её совсем не имеется.

   "В селе Торговом Заветинского района 2/IV - 1927г. на базарной площади торговцем, прибывшим из Ставропольского Округа, фамилия не установлена, среди населения велась агитация, что якобы в Ставропольском Округе при проведении землеустроительства Государством для бедноты был дан кредит, а потом за этот кредит начали бедноту заставлять работать бесплатно на железных дорогах. Данная агитация среди населения имела успех, в результате чего среди населения циркулируют разговоры об отказе от землеустройства".


   
©   2016 - 2024   сайт села Торгового.